Средства обучения и воспитания ― обязательные элементы оснащения образовательного процесса. РУС «ГЦОЛИФК» располагает необходимым составом таких средств. Информация о наличии средств обучения и воспитания и их приспособленности для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья представлена ниже.
В целях обеспечения индивидуального подхода к обучающимся с ОВЗ и инвалидностью в соответствие с их потребностями и возможностями, для организации учебного процесса предусмотрено использование приборов, инструментов, инвентаря и специализированного оборудования.
Оснащение для организации обучения студентов с нарушением слуха:
- Радиокласс (FM-система) "Сонет-РСМ" РМ- 1-1 : Уровень шума в классе и расстояние между учителем и учеником теперь не имеют значение.
- Информационные индукционные системы для слабослышащих: Стационарные и портативные устройства, которые позволяют пользователям слуховых аппаратов и кохлеарных имплантов лучше слышать в условиях окружающего шума и реверберации;
- Система «Исток А2» со встроенным плеером обеспечивает возможность передачи звука на индивидуальные слуховые аппараты и кохлеарные импланты в условиях окружающего шума при индивидуальном общении;
- FM-передатчик AMIGO T31, Передатчик посылает голос говорящего сразу в аппараты слушателей, избегая негативного влияния шума, расстояния и реверберации;
- FM- приёмник ARC с индукционной петлей;
- Автоматизированное рабочее место обучающегося с нарушением слуха "ЭлСис 205с – 1 рабочее место.
Оснащение для организации обучения студентов с нарушением зрения:
- Брайлевский принтер Index BrailleBox V5 для печати шрифтом Брайля;
- Диктофон с голосовым меню "Olympus DM-770" (8 Гб) , для записи и прослушивания учебной литературы и индивидуальных материалов;
- Портативный тифлокомпьютер ElBraille - полноценный переносной компьютер с речевым и тактильным выводом (дополнительного программного обеспечения не требуется);
- Портативный компьютер с вводом/выводом шрифтом Брайля и синтезатором речи ElBraille - полноценный переносной компьютер с речевым и тактильным выводом, новая модель (дополнительного программного обеспечения не требуется);
- Тифлофлешплейер VictorReader - аудиозапись и воспроизведение учебных материалов в формате DAISY;
- Электронный ручной видео-увеличитель (ЭРВУ) "Compact+ HD" - для просмотра и увеличения текста;
- Нагреватель для изготовления рельефной графики Piaf - быстрое создание рельефно-графических пособий без подписей шрифтом Брайля;
- Лупа настольная с подсветкой 7х - для увеличения текста;
- Портативное устройство для чтения/увеличения "Eye-Pal Ace Plus" - устройство для чтения «говорящих книг» сочетает в себе простое чтение книг и воспроизведение мультимедиа с технологией навигации;
- Специальное устройство для чтения "говорящих книг" (тифлофлэшплеер) "Victor Reader Stratus 12H" - для воспроизведения книг;
- Акустическая система Front Row to Go производства OTICON - при использовании акустической система Front Row to Go го-лос преподавателя поступает с микрофона через FM-7передатчик на акустическую колонку посредством радио- или инфракрасной связи, а колонка усиливает и распространяет звук на всю аудиторию;
- Автоматизированное рабочее место обучающегося с нарушением зрения "ЭлСис 207 - комплект ПК монитор, планшетный сканер Canon.
Оснащение для организации обучения студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата:
- Автономно-мобильное подъемно-транспортное средство для перемещения людей на инвалидных колясках по лестницам (лестничный подъемник;
- Приставка для ноутбука PCEye Mini - Айтрекер , заменяющий стандартную клавиатуру и мышку; позволяет перемещаться по приложениям и полностью управлять ноутбуком или ПК, используя для этого только глаза;
- Стол для инвалидов колясочников - крышка стола имеет радиусный вырез. Это даёт возможность сидящему за столом самостоятельно доставать объекты, размещённые на противоположном конце стола. Предусмотрена настройка по высоте;
Автоматизированное рабочее место обучающегося с нарушением ОДА и ДЦП - Комплект: ПК, монитор, клавиатура с большими кнопками с накладкой, ресивер, джойстик компьютерный, кнопка компьютерная.
Обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью имеют свои специфические особенности восприятия, переработки материала, прохождения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. В связи с этим Университет обеспечивает их учебно – методическим материалом в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации.
в печатной форме увеличенным шрифтом;
в форме электронного документа;
в форме аудиофайла;
в печатной форме на языке Брайля.
в печатной форме;
в форме электронного документа.
в печатной форме;
в форме электронного документа;
в форме аудиофайла.
Информация о средствах воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Внеучебная воспитательная деятельность и молодежная политика являются неотъемлемыми составляющими образовательного процесса. В РУС «ГЦОЛИФК» организация такой работы строится с учётом современных требований по созданию оптимальной социокультурной среды, способствующей формированию у студентов социальных и коммуникативных навыков, норм и ценностей личностной и профессиональной культуры.
Внеучебная деятельность в университете организована в соответствии с принципом образовательной интеграции: студенты с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью включаются в среду деятельности совместно с нормативно развивающимися сверстниками. Каждый студент университета может выступать инициатором создания студенческого объединения, либо быть его участником. При планировании мероприятий учитывается необходимость вовлечения студентов с инвалидностью и ОВЗ без выделения их в обособленную группу.
Организация волонтерской деятельности
В университете ведется работа по созданию толерантной социокультурной среды, необходимой для формирования гражданской, правовой и профессиональной позиции соучастия, готовности всех членов коллектива к общению и сотрудничеству, к способности толерантно воспринимать социальные, личностные и культурные различия. Для осуществления личностного, индивидуализированного социального сопровождения обучающихся инвалидов внедрена форма: волонтерское движение студенчества.
Важным инструментом распространения добровольчества в образовании является реализация механизмов «обучения через волонтерство» при реализации основных и дополнительных образовательных программ для непрерывного образования людей всех возрастов. В РУС «ГЦОЛИФК» реализуется программа подготовки волонтеров для работы со студентами с инвалидностью и ОВЗ «Инклюзивное волонтерство». Волонтерами могут быть и студенты с инвалидностью, которые также стремятся оказывать помощь другим студентам с инвалидностью и ОВЗ.
Целями добровольческой (волонтерской) деятельности являются:
- оказание безвозмездной помощи людям, нуждающимся в ней
- безвозмездное участие в общественно значимых мероприятиях с согласия их организаторов
- формирование гражданской позиции, самоорганизации, чувства социальной ответственности, солидарности, взаимопомощи и милосердия в обществе
Одним из социально значимых направлений волонтерского движения обучающихся университета является помощь в социализации и адаптации инвалидов и лиц с ОВЗ, сопровождение инклюзивного образования обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях толерантной социокультурной среды вуза.